"Великий город Шан" - именно так именуется этот древнейший китайский город-государство в сохранившихся письменных источниках. Он возник во II тыс. до н.э., когда на смену эпохи родового строя, появившейся в V. тыс. до н.э., пришли ранние города. Их появлению во многом способствовал переход на искусственное орошение, позволивший китайскому обществу шагнуть вперед.

Городов было несколько, но наиболее известна история города Шан. Его существование доказывают не только археологические находки, но и письменные источники. Однако сохранилось таких источников довольно мало, поэтому проследить историю этого города-государства довольно сложно. Кроме того, многие сведения были запутаны еще древнекитайскими историками, и взгляды современных китайских и европейских ученых на историю Китая могут существенно отличаться.

Много информации об истории Шан дают многочисленные гадальные кости, найденные при раскопках. Обычно они изготавливались из панцирей черепах. На костях среди прочего записывались вопросы к оракулу и ответы на них. Вопросы могли касаться самых разных сторон жизни - например, ван мог спросить о ходе предстоящей войны, или поинтересоваться, насколько урожайным будет следующий год.

Свое название город получил по названию одного из племен, составляющих его население, численность которого равнялась примерно 150 - 200 тысячам человек. Появлению города предшествовало трагическое событие - очередной разлив реки Хуанхе, на берегах которой селились древние китайцы. Капризный нрав этой реки, полностью зависящий от местного климата, много раз причинял китайцам большие несчастья. Местность в те времена была лесистой, а сезонные колебания температуры довольно значительными. Летом стояла жара, большая влажность, нередкими были и наводнения, вырывавшие деревья с корнями. Из-за этого река Хуанхе часто выходила из берегов, принося большой урон, и даже меняла свое русло, уничтожая целые поселения. И в этот раз наводнение была настолько сильным, что оставшимся в живых представителям разных племен для того, чтобы выжить, пришлось объединиться.

Столица государства несколько раз перемещалась. Названия также менялись - сначала она называлась Шан, потом Инь. Кстати, соседи называли государство именно Инь. В некоторых источниках можно встретить название Шан (Шань)-Инь.

О том, как протекала жизнь в городе Шан, свидетельствуют археологические находки.

Шанцы имели полноценную письменность. Верховное божество именовалось Шанди и отожествлялось с умершими предками правителей, которые обитали на небе. Правитель шанцев обожествлялся и считался богоподобным. Также шанцы поклонялись различным силам природы. Они верили в жизнь после смерти и поэтому людей хоронили вместе со всеми предметами обихода, а рабов хоронили заживо вместе с умершим хозяином.

Большинство населения жили в землянках и полуземлянках. Но для правителей строились дворцовые комплексы и храмы.

Основными занятиями шанцев были традиционные земледелие, скотоводство, охота и собирательство. Шанцы развивали рыболовство и рыбачили в пресных водах. Именно в этот период возникло шелководство.

Археологические находки доказывают, что в этот период произошел большой скачок в металлургии бронзы. Династию Шан даже называют Бронзовой династией, так как они очень хорошо владели технологией обработки бронзы. Шанцы выливали большое количество бронзовых изделий, сосудов и оружия.

Правителя шанцев называли ваном. Он одновременно выступал в роли верховного жреца, а также, выражаясь современным языком, верховного главнокомандующего. Самым выдающимся ваном Шана был правитель по имени Тан. Он правил около 30 лет, запомнился как добродетельный и прилежный руководитель. Под его руководством страна процветала. Однако после его смерти начался процесс упадка. Представители королевской знати враждовали между собой, ослабляя страну. Последний правитель Чжоу Шан был очень жестоким человеком. Он не заботился о развитии государства, игнорировал признаки упадка страны.

В центре государства находился округ, управляемый непосредственно ваном. Вокруг него располагались обширные владения его приближенных и родственников. В каждом из этих регионов были свои законы и обычаи. Они подчинялись царю, но при этом считали себя независимыми вождями. Дальше была территория кочевых племен, постоянно нападавших на владения Шан. Одно из таких нападений и положило конец этому государству - на рубеже I - II тыс. до н.э. оно было завоевано племенем чжоусцев. Это стало началом формирования могущественной державы Чжоу, которая существовала до III тыс. до н.э.

В заключение стоит отметить, что Шанскую цивилизацию отличала высоко развитая государственность, религиозная система, искусство и культура.

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже