• 1. Земля является единственной (из существующих восьми) планетой Солнечной Системы, которая была названа так не в честь какого-либо бога.
  • 2. Солнечная Система в наблюдаемой части Вселенной настолько мала, что сравнима с песчинкой на планете Земля.
  • 3. Каждый год Луна отдаляется от Земли на 3,82 см.
  • 4. Если пересчитывать все звезды нашей галактики со скоростью одна звезда в секунду, то это мероприятие подойдет к концу через 3 тысячи лет.
  • 5. Один год на Плутоне соответствует 247 земным годам.
  • 6. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа.
  • 7. За одну минуту Солнце производит больше энергии, чем вся Земля расходует за год.
  • 8. Давление в центре Земли в 3 миллиона раз выше, чем давление в земной атмосфере.
  • 9. Кратер Баррингер, Северная Аризона, США. Это точка падения метеорита, обнаружили его в 1871 году, 170 м глубиной и 1,2 км в диаметре. Метеорит столкнулся с Землей 50.000 лет назад на скорости 39000 миль в час (64 000 км / ч).
  • 10. Все планеты солнечной системы могли бы поместиться внутри планеты Юпитер.
  • 11. 12 млрд. лет - таков возраст старейших галактик, сфотографированных космическим телескопом "Хаббл".
  • 12. За последние 500 лет масса Земли увеличилась на миллиард тонн за счет космического вещества.
  • 13. Когда мы смотрим на самую дальнюю из видимых звезд, мы смотрим на 4 миллиарда лет в прошлое. Свет от нее, путешествующий со скоростью почти в 300 000 км/секунду достигает нас только через много лет.
  • 14. Высота вулкана Никс Олимпик, находящегося на Марсе, - более 20 км.
  • 15. 19% солнечной энергии поглощается атмосферой, 47% - падает на Землю, а 34% - возвращается в космос.
  • 16. 99 процентов массы солнечной системы сконцентрировано на Солнце.
  • 17. Красный гигант - звезда Бетельгейзе, имеет диаметр больше, чем орбита движения Земли вокруг Солнца.
  • 18. Величайшая по размерам из ныне известных звёзд, Аль-Анз (созвездие Возничий) по диаметру в 2700 раз больше Солнца. Внутри неё свободно уместились бы орбиты всех планет Солнечной системы от Меркурия до Сатурна включительно.
  • 19. Уран - единственная планета, спутники которой названы в честь героев Шекспира, а не античных богов.
  • 20. Длина орбиты, по которой Земля движется вокруг Солнца, в 23 тысячи раз больше длины экватора Земли.
  • 21. Кометы движутся по гигантским эллиптическим орбитам, со скоростью около 20 км/сек.
  • 22. Изобретателем первого планетария был древнегреческий ученый, математик и механик Архимед (около 287-212 до нашей эры).
  • 23. В 2003 году с помощью запущенного NАSА космического зонда, были проведены измерения температуры фонового микроволнового (реликтового) излучения с точностью до миллионной доли градуса. Результаты измерений позволили установить, что возраст Вселенной составляет 13,7 миллиарда лет и что формирование первого поколения звезд началось спустя 200 миллионов лет после Большого взрыва.
  • 24. Наиболее распространенными во Вселенной являются самые легкие элементы - водород и гелий.
  • 25. Солнце, звезды, межзвездный газ по числу атомов на 99 процентов состоят из них. На долю всех других, в том числе самых сложных «тяжелых», элементов приходится менее 1 процента. По массе 76,5 процента приходится на водород, 21,5 процента - на гелий.
  • 26. В безлунную ясную ночь можно различить 2500-3000 звезд над горизонтом места наблюдения.
  • 27. Вся небесная сфера содержит около 6000 звезд, видимых простым глазом.
  • 28. В 2004 году австралийские астрономы сосчитали все звезды видимой Вселенной. Всего получилось 70 секстиллионов (7 с 22 нулями) звезд. Это в 10 раз больше, чем число песчинок во всех пустынях и на всех пляжах Земли.
  • 29. Диаметр Бетельгейзе (альфа Ориона) больше солнечного в 300-400 раз, а диаметры двух одинаковых компонентов затменно-двойной звезды Цефея - в 1200 раз. В то же время один из наименьших белых карликов, звезда Вольф 457, имеет диаметр в 300 раз меньше солнечного, или почти втрое меньше земного.
  • 30. Самая яркая звезда земного ночного неба - Альфа Большого Пса, более известная как Сириус (по-гречески - сверкающая). Диаметр Сириуса почти вдвое больше солнечного, масса его равна 2,35 массы нашей звезды.
  • 31. В 2004 году международная группа астрономов обнаружила на другом конце Галактики самую крупную и самую яркую звезду, получившую в звездных каталогах индекс LBV 180620. Эта звезда, до которой 45 тысяч световых лет, по массе в 150 раз и по диаметру в 200 раз больше нашего Солнца. По яркости она превосходит наше светило в 40 миллионов раз.
  • 32. Cамая близкая к Солнечной системе звезда называется Проксима Кентавра (по-гречески проксима - ближайшая). Она находится на расстоянии 4,249 светового года, то есть настолько далеко, что испускаемому ею свету требуется больше четырех лет, чтобы дойти до нас (напомним, что скорость света равна 300 000 километров в секунду).
  • 33. Звезда Тубан (альфа Дракона) расположена на небосводе на полпути между Мицаром (кси Большой Медведицы) и парой ярких звезд (бета и гамма) ковша Малой Медведицы. Она играла роль Полярной звезды 4600 лет назад и снова будет играть ту же роль через 20 тысяч лет.
  • 34. Каждый год в Галактике вспыхивает 25-30 (по некоторым оценкам, даже более 200) новых звезд, хотя наблюдаются лишь несколько из них.
  • 35. В тщетных попытках объяснить тот факт, что Солнце сияет и не тускнеет уже тысячи лет (миллиарды лет, как мы знаем теперь), Исаак Ньютон (1643-1727) пришел к выводу, что Солнце по Божьему соизволению питается кометами, падающими на него из-за роковых изменений своих орбит, получая кометное топливо.
  • 36. Ежесекундно Солнце теряет на излучение около 4,3 миллиона тонн своего вещества. В год это составляет 140 триллионов тонн (триллион - число, изображаемое единицей с 12 нулями) - такова, например, масса астероида диаметром 50 километров. Но Солнце очень велико, и при таком темпе излучения ему потребовалось бы 150 миллиардов лет, чтобы потерять всего один процент своей массы.
  • 37. На Землю попадает немногим менее половины миллиардной части солнечного излучения.
  • 38. Солнце, находясь на расстоянии около 26 тысяч световых лет от центра Галактики, обращается вокруг него с периодом около 220 миллионов лет и скоростью около 220 километров в секунду.
  • 39. Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз. По массе, Солнце больше Земли в 333 тысячи раз.
  • 40. Температура в ночных (противоположных от Солнца) областях планеты Меркурий достигает минус 180 градусов Цельсия, а в дневных (обращенных к Солнцу) может подниматься до 430 градусов Цельсия. Планета имеет самый большой контраст между температурами дня и ночи в Солнечной системе.
  • 41. С августа 2006 года Плутон лишен звания планеты, теперь он относится к карликовым планетам Солнечной системы.
  • 42. Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении - в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных осей - за исключением Венеры и Урана, вращающихся в противоположном направлении.
  • 43. На планете Марс расположена самая большая гора Солнечной системы - потухший вулкан Олимп.
  • 44. Он имеет высоту около 27 километров и ширину в основании 520 километров. Здесь же находится и глубочайшая впадина - система каньонов Валис Маринерис. В длину она протянулась почти на 4 тысячи километров, а ее глубина составляет от 2 до 7 километров.
  • 45. Гравитационное ускорение (сила тяжести) самое большое на поверхности Юпитера - в 2,53 раза превышает земное. На Сатурне превышает земное на 6 процентов, на Нептуне - на 14 процентов, а на Уране даже меньше земного на 10 процентов. Планетой с наименьшей гравитацией еще недавно считали Плутон, у которого оно в 12,5 раза меньше земного, но после лишения Плутона статуса планеты его место в данной номинации занял Марс. Гравитационное ускорение которого в 3,8 раза меньше, чем на поверхности Земли.
  • 46. Самый короткий год (период обращения вокруг Солнца) у Меркурия - он равен 88 земным суткам.
  • 47. Планетой с самым длинным годом считали Плутон, обращающийся вокруг Солнца за 248 земных лет. После лишения Плутона статуса планеты его место в данном отношении занял Нептун, продолжительность года на котором составляет 165 земных лет.
  • 48. Среднее время, за которое солнечный луч достигает Земли, составляет 498,66 секунды. Когда Земля находится в самой удаленной от Солнца точке своей орбиты (афелии), это время возрастает до 506,94 секунды. В ближайшей к Солнцу точке земной орбиты (перигелии) это время сокращается до 490,39 секунды.
  • 49. Земля движется на орбите вокруг Солнца со средней скоростью 29,79 километра в секунду (107 244 километра в час). В перигелии ее скорость увеличивается до 30,29 километра в секунду (109 044 километра в час), в перигелии уменьшается до 29,29 километра в секунду (105 444 километра в час). Длину своего диаметра Земля пролетает за 7 минут.
  • 50. В год может произойти от двух до пяти солнечных затмений (максимальное число солнечных затмений - пять - имело место в 1935 году и следующий раз повторится лишь в 2206 году). Лунных затмений на протяжении года может не быть вовсе (примерно каждые пять лет), а максимальное их число в год - три.
  • 51. Рекордсменом Солнечной системы по количеству спутников является гигант Юпитер, у которого 39 известных спутников. Полностью обделила природа в этом отношении Меркурий и Венеру.
  • 52. К концу 2000 года было обнаружено более 100 тысяч астероидов, точно определены орбиты около 20 тысяч астероидов, 8 тысячам из которых присвоены собственные имена.
  • 53. Шкала опасности астероидов, принятая Международным астрономическим союзом, градуирована от 0 до 10 баллов. Ноль получает астероид, орбита которого хотя и пересекается с орбитой Земли, но у него нет никаких шансов на столкновение. Десяткой отмечается астероид, падение которого может привести к глобальной климатической катастрофе. Среди примерно 2000 астероидов поперечником более километра, пересекающих орбиту Земли, все «нулевые».
  • 54. Самый большой из найденных метеоритов - железный метеорит Гоба - находится на месте падения в Западной Африке (Намибия). Его масса составляет около 60 тонн.
  • 55. Крупнейшим из всех кратеров, в которых были найдены остатки метеоритного вещества, является кратер Барринджера в Аризоне (США). Он представляет собой прекрасно сохранившееся углубление диаметром около 1200 метров и глубиной около 200 метров. Его края возвышаются приблизительно на 50 метров над лежащей вокруг равниной. Открыт он был в 1891 году, а возраст его составляет, по разным оценкам, от 25 до 50 тысяч лет. Метеорит, падение которого привело к образованию этого кратера, весил около 10 тысяч тонн.
  • 56. Когда двое ученых из Коннектикута в 1807 году сообщили, что наблюдали падение метеорита, президент Томас Джефферсон заявил, что он скорее поверит в то, что два профессора-янки лгут, чем в то, будто камни могут падать с неба.
  • 57. Чайная ложка вещества нейтронной звезды будет весить на Земле около 112 миллионов тонн.
  • 58. Если бы Солнце было размером с точку в обычном предложении, то ближайшая звезда была бы в 16-ти км от нее.
  • 59. Если бы Вы могли путешествовать со скоростью Света (почти 300,000 км в секунду) обогнуть нашу галактику заняло бы у Вас 100,000 лет!
  • 60. Земля весит примерно 600 триллионов тонн.
  • 61. Человеческий глаз может видеть на всём ночном небе до 5 тысяч звёзд.
  • 62. Сегодня небо условно поделено на 88 участков – созвездий.
  • 63. Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли.
  • 64. Солнце вращается вокруг центра нашей Галактики со скоростью 250 км/с.
  • 65. Солнцу нужно 200 млн. лет чтобы облететь вокруг центра Галактики.
  • 66. Диаметр Солнца примерно в 109 раз превосходит диаметр нашей планеты.
  • 67. Солнце состоит в основном на 70% из водорода и 30 % из гелия.
  • 68. Солнечная система находится в одном из спиральных рукавов Млечного пути, состоящем из звёзд, газа и пыли.
  • 69. Каждые сутки на Землю падает порядка 200 тысяч метеоритов.

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже