Нимфенбургский дворец в Мюнхене, самая старинная постройка Германии, включает только два музея, и для обоих такое местонахождение является большим преимуществом. Один из них - «Marstallmuseum», то есть Музей карет. Экспозиция экипажей совсем не теряется среди золота, резьбы, художественных шедевров и другого шика резиденции Виттельсбахов.
Представительский класс
Каретная коллекция занимает во дворце центральную территорию, где когда-то были конюшни немецких князей. Здесь представлены произведения XVI-ХIХ веков: парадные кареты, изысканно оформленные прогулочные коляски, аристократические сани и конская упряжь, изготовленная по последнему слову техники и моды разных времен.
Все эти экипажи были единственным в свое время средством передвижения, и одновременно роскошью - по ним, как и по одежде, сразу можно было установить общественное положение пассажиров. В наше время демократия стушевала много подобных вещей - скажем, костюмы фрау Меркель никого не впечатляют великолепием, как и ее персональное авто.
Ошибкой было бы считать, что конных экипажей «представительского класса» не касались технические усовершенствования. Разве что количество «лошадиных сил» не слишком варьировалась: одна лошадь, пара, четверка, шестерка. Восьмерка - это уже королевский уровень. Если лошадей было больше двух, кучеру помогал править форейтор («передний всадник»), который сидел в седле на одном из первых хвостатых «двигателей».
Прогулявшись по залам Музея карет, вы поймете, что «ходовая часть» и «элементы управления» тогда тоже имели значение. Важным также было оборудование амортизации и мягкого салона, поскольку жесткие колеса и еще более жесткие дороги могли серьезно повредить определенным местам тела хрупких дам и кавалеров.
Больше всего времени и усилий все-таки забирал кузов, особенно когда речь шла о транспорте для аристократов. Здесь находили для себя реализацию и кузнецы, и плотники с резчиками, и драпировщики с модельерами, а еще - художники, скульпторы, ювелиры ... Остекленные окна считались особой роскошью. «Обвесы» высоких аристократов с гербами, коронами и целыми скульптурными композициями были довольно громоздкими и массивными.
Среди знатных людей было принято «выезжать в свет» на карете, тогда как пешие прогулки в их кругах могли трактовать как непристойное поведение. Если экипажи были «визитными карточками» элиты, то низшие слои традиционно ездили верхом, причем далеко не всегда из-за нехватки денег - просто чтобы не навлечь великого гнева.
Что касается ходовой части, то она была малоэффективной. Если по-простому, трясло безбожно. А скорость? После появления первых карет езду под 30 километров в час считали безумием!
Обо всем этом и другие нюансы старинного транспорта, логистики и дворцового этикета можно узнать в Музее карет Нимфенбург. Он имеет одну из самых богатых и самых дорогих тематических коллекций в Европе.
Среди прочего здесь можно увидеть миниатюрную карету для маленьких баварских принцев, изготовленную в Париже в XVII веке. Коронационные экипажи императора Священной Римской империи Карла VII (XVIII век) и баварского короля Максимилиана I Иосифа (середина XIX века) больше напоминают выездные выставки скульптур. Галерея портретов любимых лошадей Людвига II доказывает, что не только люди могут быть красавцами-аристократами.
Ну, а «супернавороченный» катафалк недвусмысленно намекает, что можно хоть всю жизнь кататься в лучших образцах «каретного рококо», но на тот свет их заберешь. Важнее не статус, а конкретные действия. По крайней мере такие, как у мастеров каретных дел, которые оставили после себя удивительные творения прошлого.