Конфуций — великий учитель Поднебесной история

Конфуцианство многие считают религией, а Конфуция — пророком, полубогом, великим учителем древности. Не смотря на обширную критику, суждения учителя Куна, как переводится его имя, будут интересны как рядовому обывателю, так и руководителю.

Философские учения Конфуция зародились в эпоху Воюющих Царств, как результат неспособности правителей договориться между собой. Не будучи признанным при жизни, Конфуций получил заслуженную славу после смерти, а его философия повлияла на мировоззрение народов Восточной Азии и, конечно же, самого Китая.

Конфуций

Родился учитель Кун примерно 28 сентября 551 г. до н. э. в Цюйфу и назван при рождении Кун Цю. Он потомок некогда богатого и могущественного рода Кун, основатель которого был ближайшим сподвижником императора Чэнь-вана. За свои воинские качества этот военачальник получил во владение княжество Сун, однако через какое-то время этот род обеднел, а его представители, скрываясь от врагов, вынуждены были сбежать в царство Лу.

Конфуций в царстве Лу

Конфуций появился в семье военачальника Шулян Хэ и его юной наложницы Янь Чжэнцзай. Когда ребенку было всего полтора года, отец внезапно умер, что стало настоящим испытанием для их маленькой семьи, ведь молодая наложница была не в ладах со старшими женами покойного Шулян Хэ. Поэтому девушка с годовалым ребенком на руках вернулась на родину, в город Цюйфу и стала зарабатывать на жизнь самостоятельно.

Конфуций

С детства мальчику приходилось тяжело работать, чтобы прожить. Его характер и мировоззрение формировались под влиянием матери. Желая не опозорить свой род, Конфуций занялся самообразованием, изучая все, что подобает знать аристократу. Такие труды себя оправдали.

Конфуций

Сначала умного и ответственного юношу назначают распорядителем амбаров, а потом он стал отвечать за скот. К тому времени он успел жениться и имел сына. Звезда империи Чжоу к тому времени клонилась к закату, а император не имел никакой реальной власти.

Конфуций

Грызня за трон между разными кланами, продажность чиновников и незащищенность простых людей были тяжело восприняты ревнителями старых порядков. К числу этих ревнителей принадлежал и Конфуций.

Конфуций

Осознавая свою неспособность хоть как-то изменить ситуацию, философ ушел со своей должности.

Он собрал наиболее преданных своих последователей и отправился в большое турне по Китаю. Во время своих путешествий Учитель Кун пытался старался местным руководителям свои мысли. Незадолго до смерти великий философ занялся литературным прошлым своей страны. Результатами его работы стали такие трактаты, как «Книга Песен» и «Книга Перемен».

Соратники Конфуция по материалам его рассуждений написали книгу «Беседы и суждения». Трактатами, принадлежащими перу непосредственно Учителю Куну, обычно называют «Весну и Осень», летописи земли Лу от 722 до 481 г. до н. э. Под вопросом находится «Книга Стихов». Считается, что всего у Конфуция было более трех тысяч сподвижников, из них около семидесяти из ближайшего окружения. Тем не менее, истории известны всего лишь двадцать шесть из них. Самым близким к учителю последователем был Янь-юань.

И хоть конфуцианство и называют религией, однако к вере в Бога оно очень далеко. И последователей Куна не волнуют вопросы теологии. Основной фундамент идеального общества — преданность младшего старшему, а главное правило — не делать другим того, что не хотелось бы испытать самому.

Конфуций

Главные человеческие качества, признаваемые конфуцианцами: — Жэнь(главное человеческое начало, обязанность быть гуманным по отношению в остальным), И(справедливость, всегда поступать по правде), Пи( соблюдение древних обычаев, почитание предков), Чжи(рассудительность, умение предвидеть результаты своих поступков), Синь(искренность).

В семнадцатом веке на Западе началась настоящая китаемания. Это также привело к попыткам изучить и китайскую культуру. Около 1687 года иезуиты перевели на латынь и выпустили печатный вариант трактата Конфуция «Лунь Юй».

Главный иезуитский специалист по китайской философии Маттео Риччи старается повязать конфуцианство с христианством. Он считает, что эти две идеи не могут существовать в отрыве друг от друга. И именно он первым заявил, что конфуцианство можно считать религией.

Идеи Конфуция оказали влияние на многих знаменитых ученых. Среди них Николя Мальбранш, Лейбниц, фон Вольф. С критикой выступили такие философы, как Гегель и Гердер. По их мнению, такая философия скорей способна оттолкнуть китайцев от общемировых ценностей, чем приблизить к ним.

С приходом к власти династии Хан Конфуция стали считать некоронованным ваном, полубогом и величайшим из мудрецов древности. Ему стали строить святилища и приносить жертвы. Самый известный из них находится в Цюйфу.

Учение Конфуция, укрепляющее императорскую власть, вскоре было признано государственной идеологией, что и позволило включить Конфуция в пантеон богов.

Конфуцианство действительно во многом схоже с идеями христианства, однако оно стало реакцией на раздробленность государства и связанные с этим негативные процессы.

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже