Аутизм давно не ставится как диагноз, вместо него специалисты используют термин РАС – расстройство аутического спектра, представляющее собой группу расстройств психического развития.
Однако признаки недуга остаются все те же. РАС невозможно определить какими-нибудь анализами, его невозможно предположить на этапе беременности матери. Констатировать недуг можно только в процессе наблюдения за ребенком, его состоянием и поведением. И чаще всего расстройство определяется уже в детском саду в возрасте 2-3 лет, когда задержка в развитии и отсутствие речевой активности у ребенка становятся явными. В этом случае без помощи специалистов не обойтись.
В образовательных организациях используется специальная образовательная программа для обучающихся с РАС. Такая программа является адаптированной для обучения аутичных детей с обязательным учетом особенностей их развития, а также формы и степени расстройства. Главной целью программы является коррекция нарушений и социальная адаптация.
Образовательная программа включает в себя не только сам образовательный процесс, но и программу воспитания и духовно-нравственного развития, программу внеурочной деятельности и коррекционной работы.
Одним из самых важных в процессе обучения детей с РАС является организация рабочего пространства, ведь аутичные дети особые. В зависимости от формы расстройства даже яркий свет может стать помехой в обучении. Поэтому для создания уютной атмосферы в инклюзивных классах создаются соответствующие условия: используется специальное оборудование и мебель. Так, специальные мебельные столы для детей с РАС имеют отличительную конструкцию в виде передней и боковых стенок.
Но наибольшей эффективности в работе с аутичными детьми обладают интерактивные комплексы для детей с РАС. Такое оборудование выпускается отечественным производителем в моделях Light, Standart, Pro и Maxi.
Не зависимо от модели, все комплексы оснащены компьютером и тематическим программным обеспечением для проведения обучения, обучающих и развивающих игр, тестирования.
Использование интерактивных комплексов повышает вовлеченность детей в учебный процесс, делает его более разнообразным и познавательным.
Кроме того, современные технологии помогают развивать память, мышление и логику. А возможности установки новых программ и приложений существенно расширяет возможности, делая их буквально безграничными.