Человек, которому природа не дала чувство юмора, разбрасывается анекдотами направо и налево. Автомобилисты, не знающие добрую половину правил дорожного движения и с трудом удерживаясь в своей полосе, поучают всех премудростям вождения. Менеджер, не владеющий основами основ области, в которой занят, развлекается тем, что вызовом к себе специалистов, вываливая на них очередную порцию недовольства их работой. Из-за чего такие люди не видят свою заметную некомпетентность?
Все дело в … психологии? Психологам известен эффект Даннинга-Крюгера...
Люди, которые не могут похвастаться высоким IQ либо широтой кругозора зачастую не понимают, что принимаемые ими решения, содержат в себе ошибки, а таланты, приписываемые ими самим себе – на самом деле лишь в их воображении. У них есть ощущение правоты, и более того, только им под силу видеть ситуацию целиком, непременно лучше остальных.
С годами это перерастает психологическую защиту: человек, зажатый в определенных рамках, переходит к отстаиванию своего видения происходящего лишь из-за чувства, толкающего на мысли о том, что если быть неправым, то его место тут же займут более талантливые.
Интересен факт того, что у по-настоящему талантливых все в точности, да, наоборот: для них характерно отчетливое понимание сложности законов действительности и насколько огромно количество доступных знаний. Такое здравое мышление играют злую шутку, приводя к понижению собственных возможностей, роли в обществе.
Эксперимент
Эффект предсказали в теории и подтвердили на практике посредством эксперимента, проведенного двумя людьми, чьи фамилии получило данное явление. Основались, выдвигая предположение, на высказываниях величайших мыслителей.
Вдохновлялись авторы преступлением. Грабитель перед налетом на кредитные учреждения намазывал лицо соком лимона, думая, тем самым, что не засветится на камерах наблюдения. Психологи были поражены степенью некомпетентности незадачливого вора, не пытавшегося даже подтвердить либо опровергнуть свою убежденность, ведь промах означал заключение.
В зале собрали людей различных профессий, но, самое главное, с отличающимися друг от друга уровнями реальных познаний, предложив заполнение анкеты. Перед участниками стояла цель оценить компетентность в своих областях. Далее испытуемые прошли несколько тестов, позволяющих определить настоящие показатели их компетентности. Результат специалисты выразили в графике, наглядно показывающим связь реальных знаний от веры людей насчет того, что неплохо разбираются в своей профессии.
График был подобен параболе. В левой части, где располагались самые некомпетентные участники, доходила до вершины. Далее шла резко вниз – львиная доля людей, хорошо знающих свою специальность, была низкого мнения о своих опытности и умениях. Подходя к концу, кривая вновь забиралась вверх – на этом ее промежутке обосновались настоящие профи в своих сферах. Такие люди не могли не осознавать, что знают свое дело на порядок глубже, чем большая часть специалистов.