В процессе поиска работы, особенно, когда не определился со специализацией или в ходе обучения в вузе, в результатах поисковика ректрутинговых сайтов выпадает вакансия «Менеджер по работе с клиентами». Из названия не совсем ясно, чем работник будет заниматься. Потому что к такой вакансии можно приписать все, что угодно, связанное с работой с клиентами, что и делают многие компании. Но в чём же суть этой профессии на самом деле? С чем приходится сталкиваться выпускникам в реальности, решившим получить такую должность? Рассмотрим всю правду и интересные факты из настоящей жизни менеджера по работе с клиентами.
Ежегодно сотни вузов в нашей стране выпускают бакалавров и магистров в области отраслей экономики и юриспруденции. Юристов, менеджеров, экономистов очень много. Одни из них идут работать по профессии и на протяжении всей жизни профессионально растут, развиваются, проходя курсы повышения квалификации, следят за новостями информационных сайтов (например, справочно-новостного портала ilex.by, где любой бухгалтер или юрист, увлечённый своей профессией, может получить информационно-аналитическую поддержку). Однако после выпуска некоторые люди идут работать по профессии и разочаровываются в ней, потому что содержание преподаваемых дисциплин расходится с теми обязаностями, что свалились на практике.
К чему в работе не готов начинающий менеджер?
Чаще всего - это связанно с продажами, с постоянными клиентами, оформление их заявок, контроль поставки по заказу, координация заказа с другими отделами для реализации товара клиенту (бухгалтерия, закупки, логистика). Но это не просто оформление постоянных заявок, это еще и поддержание работы с клиентской базой, выяснение потребности, выяснение причин отсутствия заявок за какой-то период и предложение вариантов решения возникшей проблемы, в том числе назначение встреч и переговоры. А так же, оформление договоров, их подписание; у иногородних клиентов - контроль получения и правильности подписания (печать, доверенность) оригиналов товарных накладных, в сегменте B2B (с юридическими лицами); контроль дебиторской задолженности. Планов продаж, как правило, у «Менеджера по работе с клиентами» нет, но это уже на усмотрение руководства, соответственно, он получает заработную плату в виде оклада.
Было бы логичнее назвать вакансию «Ассистент менеджера по продажам», «Помощник менеджера по продажам», и даже «Сервис-менеджер» и часто так и называют, в общем-то, это одно и то же.
А теперь, самое интересное, кто такой «Менеджер по продажам»?
Его ещё называют активный менеджер (или региональный, или по развитию). Чем занимается человек в данной должности? В первую очередь, он создает себе базу клиентов методом «первака» или холодных звонков, назначение встреч, обработка «теплых» или «мертвых» клиентов, которые уже или обращались в компанию или делали разовую закупку. После создания базы клиентов начинается потоковая работа с продажами. А когда клиентов становится слишком много и менеджер не справляется, ему берут в помощь «Менеджера по работе с клиентами». Клиентов делят, в лучшем случае, по усмотрению менеджера по продажам, в худшем - по усмотрению руководства. То есть тех клиентов, которых менеджер наработал с нуля, и от которых приходил поток денег в его личный план, у него отнимают.
«Менеджер по работе с клиентами» - это тот же самый менеджер по продажам, отличие лишь в том, что он не получает премию от продаж и стоит намного меньше (средняя заработная плата «Менеджера по работе с клиентам» - 20-30 т.р.). А навык создания базы клиентов не так уж и сложен.
Поэтому, если вы выбираете между этими двумя вакансиями, выбирайте лучше «Менеджер по продажам». Хотя бы денег больше заработаете.