Велосипед был изобретён несколько веков назад, но с его появлением связано множество мифов и фальсификаций. Когда был получен первый патент? Где состоялись первые гонки на велосипедах с металлическими колёсами и какой путь прошёл двухколёсный с начала 19 века до 21? Изобретение и эволюция велосипеда: интересные исторические факты в этой статье.
Первый официальный патент на конструкцию, которая по виду и особенностям функционирования напоминала велосипед, был выдан 1818 году барону Карлу фон Дрезу Это был двухколёсный самокат без педалей с рулём и деревянной рамой (назвали дрезиной). Педалями и седлом через 20 лет эта конструкция была дополнена шотландцем Макмиллоном. Некоторые историки то «сооружение с колёсами» велосипедом не признают.
Датой изобретения настоящего велосипеда с педальным приводом считают 1867 год, когда был получен патент на велосипед с деревянными колёсами, окованными металлом. Его прозвали «костотрясом»
Данное меткое прозвище неудивительно, ведь о мягкой поездочке не могло быть и речи (замените резиновые шины с воздухом металлической полоской и поймёте разницу).
«Костотряс» ездил очень медленно, поэтому изобретатели поставили цель – увеличить скорость, а именно – чтобы за один поворот педалей колесо прокручивалось интенсивнее, соответственно было бы меньше нагрузки и больше скорость. В 70-х годах переднее колесо велосипеда вырастает 180 см в высоту. За один оборот колеса проделывалось бОльшее расстояние. Сидение, педали и руль располагались на одной оси – такие велосипеды в 19 веке были и в европейских странах, и в Российской Империи (у нас на Родине их прозвали «Пауком» из-за большого колеса со спицами, что вместе напоминали паутину).
Соревнования на велосипедах в истории
Первые официальные соревнования по велосипедному спорту (на 2000 м) проходят 31 мая 1867 году в парке Сен-Клу неподалёку от Парижа, далее «Париж-Руан» – на «костотрясах» (испытание было далеко не из простых).
- 1883 год – первая велогонка в Москве. А первое кругосветное путешествие на велосипеде было проделано на «Пауке» в 1885 году;
- В 1896 году велосипедный спорт включается в первые Олимпийские игры в Афинах;
- 1903 – первая велогонка Тур де Франс, которая проводится регулярно и является самой престижной в мире по сей день.
Велосипед становится передовой техникой времени в середине 19 века. Появляются рамы из алюминия. 1880 г. – Петербургская городская управа зарегистрировала 100 велосипедов, но передвигаться в городе было запрещено, т.к. эта инновационная техника пугала лошадей. Так продолжалось до 1894 года, пока в Москве велосипедистов приравняли к остальным участникам дорожного движения.
Но просто так «сесть и поехать» нельзя: надо было пройти обучение, по в результате чего велосипедист получал Билет на право езды по городу, были номерные знаки тогда же 1894 (отменены в Советском Союзе).
Первые дамские велосипеды делались с 3 или 4 колёсами, в самом начале 20 века суфражистки (дамы, которые первыми стали выдвигать идею равноправия мужчин и женщин) изобрели юбку-брюки и женщины смогли ездить на тех же велосипедах, что и мужчины.
На велосипеде катался и Л.Н. Толстой. В это время велосипед становится самым распространённым средством передвижения у почтальонов и курьеров.
В США в 60-х годах (Калифорния) появляется новый вид спорта – мото-кросс (ВМХ), который обусловлен созданием кроссового велосипеда. Полное отсутствие подвески, одна передача, диаметр колёс меньше, сиденье ниже; они лёгкие и маневренные. В дальнейшем ВМХ дал начало двум самостоятельным направлениям велосипедного спорта: BMX freestyle и BMX racing.
Появляются горные велосипеды для гонок кросс-кантри (XC, cross-country): езда по горам или просто пересеченной местности, имеющей естественные препятствия – камни, корни, кочки-ямы, разному типу грунта – грязь, песок, глина, каменистая сыпуха и тд.
Их не стоит путать с кроссовыми велосипедами, основное предназначение которых – это езда по дорогам: асфальтированным, брусчатке, грунтовке, а также утоптанным и укатанным тропинкам.
Год появления класса cruiser – 1933 — разгар «великой депрессии», когда велосипедная отрасль США переживала свои худшие времена. Модель B-10E Motorbike была новинкой абсолютно во всём: в устройстве рамы, широких колёсах, примечательных аксессуарах. поразила всех новым дизайном. Это была настоящая имитация мотоцикла. Основная особенность, по которой и «продвигали» пиарщики это изобретение – динамика и комфорт.
Приобретать велосипед надо не из-за броского названия, модной модели, а исходя из ваших потребностей – с какой целью будете использовать, по каким дорогам ездить и т.д. Дизайн – дело десятое. Ознакомиться с вариантами горных и городских велосипедов, круизеров; с разными типами тормозов; женских, подростковых и т.п. можно по этой ссылке.
Однако облегчённый велосипед появился намного раньше мото-кроссовых гонок, и это нововведение было вызвано реальными жизненно важными потребностями – в военное время. К примеру, в армии Швеции велосипеды использовались до 2001 года, в Швейцарии до 2003 года… Вообще, впервые военные-велосипедисты отмечены в 1871 году (Франко-Прусская война). Повсеместно использовались велосипеды во время Первой мировой Войны.
Новый виток эволюции велосипедов связан с появлением электрического велосипеда
Видео: отзыв об электровелосипеде после 3 лет применения
От обычного от отличается по трём пунктам - наличием:
- Электромотора
- Аккумулятора
- Компьютерного контроля, синхронизирующего всю работу.
На электрическом велосипеде можно ездить как на обычном, но когда велосипедист устаёт, то может ехать, не прикладывая усилия (как на скутере).
Забавное видео о том, как создать электровелосипед самому за 5 минут :-)
В настоящее время самая «велосипедная» страна – Голландия: 109 велосипедов на 100 жителей (Амстердам называют велосипедной столицей Европы). Почти 500 000 000 велосипедов насчитывается в Китае. А недавно в Чехии изобрели летающий велосипед. Оказывается, изобретение велосипеда происходит и в настоящее время, а его эволюция продолжается.